Путешествия

Музей железнодорожной техники в Новосибирске

В Новосибирске находится один из, пожалуй, самых известных музеев, размер которого измеряется не количеством экспонатов в нём, а километрами, которые эти самые экспонаты занимают. Речь идёт о довольно известном в России Новосибирском музее поездов, в котором находится сейчас около трех километров самых невероятных и редких поездов, вагонов и всего что связано с железнодорожной тематикой.

NovosibirskTrainMuseum-1

Таких музеев по всей стране только три: в Новосибирске, в Санкт-Петербурге и под Ростовом-на-Дону. Музей в Новосибирске официально открыт  4 августа 2000 года и является самым “молодым” и большим музеем, тут собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири (более 100 экспонатов).


Среди уникальных экспонатов музея в Новосибирске – паровоз конструктора В. Лопушинского, построенный в 1912 г., броневагон для императорских особ, санитарный поезд с кухней времен Великой Отечественной войны.

Времени осмотреть все экспонаты музей, к сожалению, не было, поэтому большая часть поездов сфотографирована просто проходя мимо, поэтому без экскурсии идентифицировать их непросто.

Это тепловоз ТЭП-80, его кузов цельнонесущий, имеет ферменно-раскосную конструкцию с элементами панельного типа. Крыши съёмные. В них расположены фильтры ЦВС, глушитель, электрический тормоз и охладитель наддувного воздуха. Четырёхосные тележки образованы общей жёсткой рамой и попарно сбалансированными колёсными парами, имеют двухступенчатое рессорное подвешивание и индивидуальный опорно-рамный привод. Рама тележки с кузовом и колёсные пары с рамой тележки связаны при помощи цилиндрических пружин с включёнными гидравлическими гасителями колебаний.

А это какая-то модная электричка, которая расположилась в музее целым составом. Каких-то опознавательных знаков на ней не было, но выглядела она довольно современно.

 

Есть тут и выгоны начала прошлого века. Можно представить, что такие выгоны использовались только обеспеченными гражданами. Весь вагон всего на 4 человека.

 

А это вагон второго класса, тут уже 5 мест.

Единственный вагон, в который можно заходить просто так, любому посетителю музея, расположен в самом конце экспозиции. Это вагон, используемый когда-то для перевозки заключённых.

Вход в вагон для заключенных.

Туалет для заключённых расположен прямо у входа. Мало чем отличается от традиционного туалета в привычных вагонах для пассажиров, разве что решетки на окнах и внешний вид очень простой, для отделки не используется почти никаких материалов. На полу керамическая плитка.

Холл вагона для заключённых уже вызывает самые неприятные ощущения.

 

Камера для перевозимых заключённых. В одной камере должно находиться до 6 человек.

 

Проходим дальше по корридору вагона.

Купе для надсмотрщиков за заключёнными. Тут помещалось 4 человека, условия заметно лучше, даже розетка имеется. В целом похоже на обычное 4х местное купе, правда решетки на окнах тоже имеются.

Комната для руководства, как я понимаю. В этом помещении находился какой-то человек, который вёл дела заключенных и работал с документами.

А это кухня, по-совместительству отопительная для всего вагона. Заключённых полагалось кормить на протяжении всего пути следования вагона.

Используется обычная печка-буржуйка, которая топилась углём или каки-то другим долгогорючим материалом.

Купе проводников поезда с заключёнными. Почему-то деревянные спальные места.

 

В шкафах находится контроль за электричеством в вагоне.

Когда-то на месте справа висел пожарный огнетушитель. Как никак в вагоне имеется место открытого огня и он был крайне обязателен.

Со стороны проводников и начальства вагон выглядит ничуть не лучше. Серый цвет подчёркивает унылось ситуации.

В начале вагона расположено несколько “одиночек”, камер в которых может находиться до двух человек.

Заходя внутрь ужасаешься, настолько тут узкий проход и мало света. Эти маленькие камеры также служили карцерами, снаружи они запираются металлическими ставнями, что делает количество проникаемого света минимальным.

КР-2 УПВР3  20 12 03 красуется снаружи этого вагона-тюрьмы. Интересно, как выглядят современные вагоны, выполняющие те же цели? Стали ли они лучше, комфортнее, не такими страшными?

Теалет на территории музея железнодорожной техники.

Еще поезда в снегу. Накануне снег падал несколько дней подряд, поэтому многие поезда были под густым слоем снега.

Ворошиловград – известный город советского паравозостроения, нынче город называется Луганском и находится в Украине.

Еще поезда из Ворошиловграда.

А это электрический тепловоз ТЭП60, выпускаемый на Коломенском тепловозостроительном заводе с 1960 по 1985 год. Всего был построен 1241 тепловоз этой модели, 43 из них по состоянию на февраль 2013 г. всё ещё эксплуатируются железными дорогами Беларуси. Самые последние тепловозы ТЭП60, эксплуатировавшиеся в ОАО «РЖД», были приписаны к депо Сальск. На конец 2008 года их там оставалось 4 штуки — ТЭП60-1029, 1039, 1094, 1236. Их эксплуатация продолжалась до начала весны 2009 года с поездом Ростов — Волгоград. После этого тепловозы ТЭП60 были списаны и отправлены на утилизацию. А этот будет радовать посетителей музея в Новосибирске.

Тепловоз М62. Своим появлением тепловоз М62 обязан одному интересному факту: в 1961 году Венгерские железные дороги закупили у шведской фирмы «Nydqvist och Holm AB» (NOHAB) 20 тепловозов «Di3» мощностью 2000 л. с., которым дали обозначение M61. Советское руководство (в частности, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв) было очень недовольно, когда узнало об этой покупке. После этого случая странам социалистического лагеря была запрещена закупка локомотивов у капиталистических стран[источник не указан 258 дней]. В то же время на Луганский тепловозостроительный завод был отправлен приказ в срочном порядке разработать тепловоз в габарите европейских железных дорог для колеи 1435 мм с мощностью силовой установки 2000 л.с. Первые опытные экземпляры были построены в 1965 году. Всего построена 721 машина (№ 1003—1723). Последний тепловоз этой серии был построен в 2007 году.

А это легендарный советский паровод ЛВ, несмотря на его допотопный внешний вид, выпущен он был в 50х годах прошлого века. Первый паровоз этой серии поступил на Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу в локомотивное депо Люблино, где с августа 1953 года по апрель 1954 года проходил эксплуатационные испытания. Он эксплуатировался на участке Люблино—Серпухов.

Внутрь него можно было забраться с улицы, для этого приставлена лестница. Внутри ничего не поражает воображение, ну кроме красного цвета на всех главных агрегатах управления.

ЛВ был создан на Ворошиловградском паровозостроительном заводе с учётом опыта проектирования, постройки и эксплуатации паровоза серии Л, за что получил у железнодорожников прозвища Лебедянка и Лебедь (как и паровоз Л). Один из самых совершенных советских паровозов.

Двигателем паровоза ЛВ является простая двухцилиндровая паровая машина с диаметром цилиндров 650 мм и ходом поршня 800 мм. Цилиндры были выполнены блочного типа и отливались в виде полублоков заодно с камерами для золотников и опорами для котла. Эти два полублока соединялись друг с другом с помощью болтов в один блок, который устанавливался сверху на раму (полотна рамы в этом месте имеют вид консоли)

Место машиниста не блещет удобством, смотреть можно вперед и влево. Совершенно непонятно как можно было ехать длитеное время в таких условиях, да еще и перемещение происходило по Транссибу, где ехать необходимо более недели.

По первоначальному плану планировалось выпустить около 3000 паровозов серии ЛВ. Также на Ворошиловградском паровозостроительном заводе были спроектированы и построены первые паровозы серии ОР21, которые по конструкции представляли собой усиленную версию паровозов ОР18 (ЛВ) и предназначались для замены паровозов серии ФД.

В феврале 1956 года на XX-ом съезде КПСС было принято указание о «широком внедрении электровозов и тепловозов», а также о прекращении строительства паровозов. Страна перешла на тепловозы, новая технология обновила старую.

Примечательно, что в Китае вплоть до 1988 года выпускался паровоз QJ который был создан на основе конструкции паровозов ЛВ и ФД. Настолько надежно был спроектирован паровоз и обладал идеальным КПД для своей категории. Всего за 3 года в Советском Союзе могли сделать 3 тысячи паровозов этой серии. Удивительно, это около 4 паровозов в сутки!

Времени осматривать остальные тепловозы и паровозы не было совершенно, поэтому далее несколько фотографий экспозиции без описания.

Музей оказался очень интересным. Единственное, что бесит в наших музеях – это разделение посетителей на своих и иностранных, типа им дороже должно быть. Для своих 90 рублей, иностранцам 250 рублей. Ну и фотографирование – тоже отдельная история.

NovosibirskTrainMuseum-3

 

Могу крайне рекомендовать посещение этого музея, если будете в Новосибирске, обязательно загляните. Адрес с сайта ЖД:

  • Адрес: Новосибирск, Разъездная улица, 35.

  • Как проехать: Доехать можно на электричках и автобусах бердского направления до ст. Сеятель. Вход в музей находится напротив вокзала со стороны Бердского шоссе.

  • Режим работы: Музей работает с 11-00 до 17-00, выходной день понедельник.

  • Телефон: +7(3832)320902

 

Экспонаты новосибирского музея железнодорожной техники:

Паровозы

Эм725-12, Су213-42, ФД20-1588, СОм17-508, Еа-3078, 9П-2, Эр789-91, ЛВ-0040, П36-0097, Л-0013, Л-3393, Л-4009ЭлектровозыВЛ22м-1932, ВЛ23-501, ВЛ8-1232, ВЛ10-271, ВЛ60К-649, ВЛ80С-005, ЧС2-039, ЧС3-073, ЧС4-023

Специальный подвижной состав

Снегоочиститель “Таран”, снегоуборочная машина Гавриченко, электроснегоочиститель ЭСО-11, снегоуборочная машина СМ-2, электроснегоочиститель СДП, укладочный кран УК-2519, платформа моторная МПД, машина выправочно-подбивочно-отделочная ВПО-3000, ВПР-1200, смазочно-заправочная секция ПЗСМ, котлованокопатель ВК-3, кран на ж/д ходу ЕДК-25, ДГку-370, дрезина с прицепом ТД5, дрезина АГМС, автомотриса служебная АС1А

Тепловозы

ТЭ2-289, ТЭ3-7376, ТЭ7-096, ТЭП10-082, ТЭП60-687, ТЭП80-0001, 2ТЭ10Л-2110, 2ТЭ10М-2682, 2М62-0500, 2ТЭ116-037, ТЭМ2-1768, ТЭМ15-016, ЧМЭ3-5452, ТГМ1-2925, ТГМ4-1676, ТГМ23В48-1026, ТГК2-8626

Электропоезда

ЭР9П-86, ЭР1-209, ЭР2-6730, Ср3-1239

Вагоны

Думпкар 4х-осный, вагон для скота 4х-осный, изотермический вагон 4х-осный, цистерна 4х-осная, цистерна 2х-осная, полувагон 4х-осный, крытый 2х-осный вагон, крытый 4х-осный вагон, хоппер 4х-осный для зерна, хоппер 4х-осный для удобрений, хоппер-дозатор ЦНИИ ДВ3м 4х-осный, платформа 4х-осная, платформа 2х-осная, миксер 16и-осный для жидкого чугуна, почтовый вагон КАЗ-905, вагоны санитарного поезда (операционная и кухня), цельнометаллический вагон, 4х-осный вагон, спальный вагон габарита РИЦ, вагон-салон владикавказского типа, пассажирский вагон IV класса (жесткий) сибирского типа.

Предыдущая запись
Сибирские закуски в Новосибирске
Следующая запись
Современные китайские кварталы и интересные факты о жизни в Китае

Вам также понравятся эти записи:

US #glavtvit trip

Ну что выезжаем завтра в США для интересного времяпрепровождения: Следите…

11 комментариев. Оставить новый

  • Дмитрий
    17 мая 2013 23:12

    Стыдно не узнать в “модной электричке” легендарный ЭР200, который с начала 80-х годов ходил между Москвой и Питером. Кстати, в Новосибирске только половина состава, остальная половина – в Екатеринбурге.
    “где ехать необходимо более недели.” – Локомотив никогда не ведёт поезд по всему маршруту, всегда имеются станции смены локомотива.
    “Место машиниста не блещет удобством, смотреть можно вперед и влево.” – Машинист сидит справа, а не слева.

    • “Блоггерам”, как и журнализдам, не бывает стыдно 🙂

    • Не стыдно. Я не разбираюсь в моделях электричек 🙂

      • Дмитрий
        23 мая 2013 13:19

        Ок 🙂 Просто как-то необычно получается: практически всё расписано до мелочей, кроме ЭР200…

        • Там весь музей был завален снегом и было порядка -25 на улице, поэтому табличка с названием поезда не нашлась и не было возможности “прогуглить” эту модель. Поэтому вышло как-то так

  • Вагон для перевозки заключенных – довольно мрачноватое зрелище. Не знаю, победило бы у меня любопытство над отвращением к самой мысли о таком вагоне, или нет. Автору респект за подробные снимки.
    http://pruzhina.in.ua/spring-spare/rail/39-springs-khanina-off.html

  • Михаил Канов
    22 сентября 2013 15:18

    Фоторепортаж Музей железнодорожной техники: http://www.isilgan.ru/2013/09/blog-post_22.html

  • Народ подскажите, где можно купить внутреннюю обшивку пассажирского вагона

  • Хороший обзор. Сколько живу в Сибе, сам только недавно побывал в этом музее со своим мелким сыном:) Летом классно там бродить, ребенку интересно. Там еще дальше есть музей автотехники, что-то я тут не увидал фото, не дошел наверное автор:)

  • http://tef.co.ua/viewtopic.php?f=31&t=1993 вот ещё интересній обзор.

Меню