Автомобили

Smart в истории автомобилестроения

Идея создания компактного городского автомобиля пришла в голову CEO компании Swatch Николасу Хаеку, хорошо известной своими часами.  А идея состояла в создании авто, который можно было бы просто кастомизировать различными сменными деталями, которые были бы яркими и их можно было бы легко заменять при производстве.

 

Автор считал что автоиндустрия зря игнорирует такой вместительный рынок людей, которые любят эксперименты и готовы пользоваться таким простым автомобилем.

 

Идея «Swatch-мобиля»так и была на бумаге, пока Николас не встретился с Фольксваген в 1991 году и договорился о разработке проекта такого авто.

 

И вроде разработки проходили успешно, было готово несколько прототипов, но в 1993 году в Фольксваген приходит новый CEO и принимает решение о прекращении проекта «Swatch-мобиля» в угоду собственного проекта так называемого «3х литрового авто», который разрабатывался в недрах концерна и был нацелен на создание автомобиля, который потреблял бы около 3 литров бензина на 100 км пути, к тому же считалось что проект будет более массовым, ведь автомобиль имел 4 места и больший багажный отсек.

 

Казалось что проект будет заброшен и забыт, но Николас Хаеку, который к тому времени уже сменил позицию в компании, продолжает ходить на переговоры к другим автогигантам – после отказа BMW, Fiat, General Motors и Renault кажется что идея такого авто и правда не самая здравая. Неожиданно на встрече с Daimler-Benz AG, проявляется интерес и 4 Марта 1994 года анонсируется сделка с концерном выпускающим Mercedes-Benz в Штуттгарте.

 

Анонсируется доработка и выпуск автомобиля Micro Compact Car (MCC), создана новая компания где 50 миллионов франков предоставлены Николасом и составляют 49% компании, оставшиеся 51% добавляет концерн Daimler-Benz. Главный офис компании в Апреле 1994 года появляется в городе Биэл, Швейцария, в том же году были показаны первые предсерийные образцы авто – eco-sprinter и  eco-speedster.

 

Создание совместного предприятия повлияло и на Mercedes-Benz, так на основе некоторых наработок появился A-class.  Интересно, что были оживленные дебаты на счет названия автомобиля, Николас настаивал на  названии «Swatch-мобиль» или «Swatch-авто», но Даймлер-Бенц потребовали более нейтральное имя.  В итоге остановились на имени Smart, что по сути было акронимом слов Swatch Mercedes Art.

 

В Мае 1994 года было определено 74 места под потенциальный завод для производства Smart, но уже в Декабре того же года стало известно что производство будет во Франции в городе Хамбах (Hambach).  Над названием для места производства долго не думали, имя было логичным – Smartville.

 

Главный конструкторнового авто, Джохан Томфорд, начал работать над конструкцией сменных частей автомобиля, было важно сделать так чтобы их стоимость не была заоблачной, поэтому все старания инженерной мысли были направлены на максимальную унификацию запасных частей, тогда поставщикам не пришлось делать бы детали эксклюзивно для Smart,  что несомненно увеличивало их стоимость в связи с небольшими объёмами производства новых авто. Так, Smart получил сиденья от Furecia, детали интерьера от VDO, шасси и двери были от концерна Magna, дверные панели от Dynamit Nobel, подвеска и шасси от Krupp.

 

В ходе этой непростой работы, которая заняла безумное количество времени и работы людей, выяснилось что стоимость проекта увеличивается, это потребовало привлечения дополнительных средств, что привело к дополнительным вливаниям средств от Daimler-Benz и их доля в проекте выросла до 81%, таким образом автору проекта оставалось всего 19%.

 

И вот, наконец 27 Октября 1997 года состоялось открытие фабрики, которой предстояло делать уникальные городские автомобили. Церемония открытия была очень праздничной, на открытие приехал президент Франции Жак Ширак, а также генканцлер Германии Гермут Коль. Планировалось что первый автомобиль Smart city-Coupe сойдет с конвейера в марте 1998 года.

 

Но этим планам не было суждено сбыться, сроки постоянно переносились, поставщики запасных частей не успевали сделать необходимые запчасти для компактного авто. В то же время в компании меняется главный конструктор Джохан Томфорд, его заменяет амбициозный Герхард Фриц.

 

Герхард Фриц добивается новых характеристик уже почти готового авто: удалось сместить ниже центр тяжести авто, для этого пришлось добавить немного балласта спереди, чтобы увеличить характеристики маневренности Smart.

 

Запуск Smart произошел в Октябре 1998 года сразу в восьми европейских странах, значит через год после запуска завода Smartville. Через короткое время Daimler-Benz решает целиком выкупить проект у создателей и с этого момента на 100% принадлежит этому крупнейшему автохолдингу, который вскоре сам слился с американской Chrysler став DaimlerChrysler. Офис в Швейцарии был закрыт за ненадобностью и дизайн хаус переместился в Германию. В 1999 году MCC GmbH меняет имя на MCCsmart GmbH, а уже в 2000 году чтобы совсем убрать все ассоциации со Swatch компания вновь переименовывается в smart GmbH.

 

Далее модельная линейка расширяется новыми моделями, появляется гоночный Smart Roadster cдвигателем, расположенным также сзади, появляется четырехместный Smart ForFour. Пришлось пересмотреть название оригинальной модели City-Coupe, в угоду новой линейке она была переименована в ForTwo. Но все эти амбициозные планы не помогли компании, в период с 2003 по 2006 год потери smart GmbH составляли примерно 4 миллиарда евро, что являлось фантастической суммой для такого проекта. Пришлось продолжить работы по более глубокой интеграции внутри концерна DaimlerChrysler.

 

В 2005 году DaimlerChrysler покупает 50% в датской NedCar, которая также занималась небольшим городским автомобилем, на мощностях которой планировалась наладить производство модели ForFour. Планируемая модель ForMore, которая была очень даже смелой задумкой, также была отменена. Через некорое время нож оптимизации расходов уничтожил и модель Roadster, более она не производится.

 

Но и это не помогло smart GmbH и в том же 2006 году компания была ликвидирована в связи с большими убытками и теперь существует лишь как небольшое подразделение в Mercedes-Benz Cars холдинга Daimler AG выпуская единственный автомобиль, да-да, тот самый Smart ForTwo с которого всё и начиналось.

 

Составлено по материалам Википедии, а также и отсюда.  Под конец, предлагаю небольшую загадку: угадайте, что за блогер сидит за рулём Smart Crossblade?

Верный ответ напишите в комментариях.

, , , , , ,
Предыдущая запись
Гонки на итальянском автодроме
Следующая запись
Первый серийный электромобиль Nissan Leaf

Вам также понравятся эти записи:

Меню