Как сообщает газета «Коммерсантъ», по причине того, что логистические компании до сих пор не получили счетчиков системы «Платон» и их машины не могут без штрафов передвигаться по дорогам, около 30% перевозок товаров оказалось под вопросом. В частности, партнеры ИД «Интерторг» (сети «Семья», SPAR) уже уведомили о возможных трудностях и приостановке транспортировок после 15 ноября.

Наверняка вы уже слышали про то, что c 15 ноября фурам грузоподъемностью свыше 12 тонн придется платить за проезд по федеральным трассам. Из-за этого на федеральных трассах водители провели уже ряд забастовок. Что это за система и почему официально этих счетчиков «Платон» выпущено всего около 200 тыс. и лишь пятая часть из них роздана перевозчикам? при этом вс стране примерно 1 миллион большегрузного транспорта, который попадает под новые правила оплаты.

На этой фотографии «Платон» — элемент системы для оплаты проезда

Бортовое устройство — не единственный способ для оплаты проезда по федеральным автодорогам. Вторым таким способом является маршрутная карта. Опять же водитель на сайте или в Центре информационной поддержки заполняет маршрут следования, производит оплату. При этом в маршруте указываются станция отправления, станция прибытия, при необходимости промежуточные станции. Система рассчитывает, в каких случаях грузовик поедет по региональным дорогам, в каких по федеральным, и выдает итоговую сумму за проезд по федеральным трассам. При формировании маршрутной карты также указывается информация о транспортном средстве, водителе, что позволяет контролировать движение грузовика.

Система оплаты для грузового транспорта в РФ
Правительство утвердило тарифы для грузовиков: до 1 марта 2016 года – 1,53 руб. за 1 км пути, до 31 декабря 2018 года – 3,06 руб., после 2018 года – 3,73 руб. за 1 км. Для оплаты маршрута нужно согласовать его и оплатить заранее, либо установить в машину счетчик. За неоплату проезда или неустановку счетчика назначается штраф – 5 тыс. руб. для водителей, 450 тыс. руб. для юрлиц и до 1 млн руб. при повторном нарушении.

11 ноября дальнобойщики в нескольких регионах России выстроили свои грузовики вдоль обочин, требуя отменить плату за проезд транспорта тяжелее 12 т по федеральным трассам. Акции прошли в Подмосковье, на Урале, в Сибири. Ассоциация водителей-дальнобойщиков требует ввести мораторий на ввод системы как минимум на 1,5–2 года. За это время можно провести «реальное тестирование технологий и методик системы взимания платы, изучить влияние сбора на инфляцию, обсчитать всю экономику проекта и аргументированно либо принять, либо отвергнуть новую систему».

Справка «Платон» — система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Деньги с 15 ноября 2015 года будут брать в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования. Из 39 млн транспортных средств, которые передвигаются по российским дорогам, тяжелые грузовики массой свыше 12 тонн составляют менее 4% (1,5 млн ед.). Но именно они, согласно исследованию «Росавтодора», наносят 56% вреда федеральным дорогам. Оплатить проезд водители смогут двумя способами — с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет будет производиться в зависимости от фактического пробега транспортного средства. На сегодняшний день тариф определен в 3,73 руб. за километр. Все собранные средства направят на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.Официальная информация

Уже с понедельника любой дальнобойщик, не успевший зарегистрировать автомобиль в системе «Платон» (так уполномоченный на организацию сборов Федеральным дорожным агентством подрядчик назвал этот проект), будет вынужден оплатить штраф. Есть ощущение, что «серые» компании продолжат бороться, а номральные компании устрановят счётчики. Другой вопрос — а пойдут ли эти деньги на пользу?

Источники для материала: Новая Газета | Зеленоград Сегодня | За Рулём | РБК

Евгений Козлов